Трактор предназначен для выполнения энергоёмких работ в растениеводстве: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых, технических культур, внесения органических и минеральных удобрений в агрегате с прицепными, полунавесными и навесными сельхозмашинами, а также транспортных работ с прицепами грузоподъемностью до 20 тонн.
Основные отличия от широкоизвестного Т-150К — это надежный двигатель ЯМЗ-236Д-3 производства ОАО «Автодизель», г. Ярославль, РФ, гидрообьемное рулевое управление, исключающее передачу вибрации и «реакции дороги» оператору, и глубокая модернизация трансмиссии (количество отказов в гарантийный период снижено до 1,5%).
Особенностью модели ХТЗ-17221 является двухместная каркасная безопасная кабина, и двухцилиндровая навесная система. При этом использование шин 23,1R26 (увеличенного размера) улучшает проходимость и тяговую эффективность трактора.
По заказу потребителя трактор оборудуется кондиционером и автоматической системой регулировки навески. Это позволяет: улучшить условия труда, увеличить производительность трактора на 8-10% и снизить расход топлива на 6%.
Развитие сельского хозяйства в СССР сопровождалось массовым производством тракторов разного назначения и тяговых классов. Среди колесных тракторов 3 и 4 тяговых классов самое большее признание получила модель Харьковского тракторного завода – Т-150К.
Появился данный трактор в 1973 году. Модель конструктивно была успешной, что привело к тому, что производиться он и сейчас, правда уже он много раз модернизировался. ХТЗ-17221 Трактор Т-150К выступил базой для создания 170 серии колесных тракторов, но уже с обозначением ХТЗ.
Одной из моделей данной серии является трактор ХТЗ-17221, производство которого началось с 1997 года. ХТЗ-17221 является техникой общего назначения и предназначен для выполнения тяжелых сельскохозяйственных работ – пахоты, дискования, культивации, внесения удобрений и т.д . ХТЗ-17221 у работников сельского хозяйства заработал в большинстве своем положительные отзывы. Техника оказалась надежной, неисправности, которые возникали в процессе эксплуатации, обычно незначительные. По эксплуатационным качествам трактор тоже оказался на высоте. К недостаткам этого трактора чаще всего относят непродуманную кабину, недостатком которой являются слабые шумоизоляция и герметичность. Многие владельцы этих тракторов уже сами устраняют данные недоработки. Устройство Помимо всего прочего, в отличие от базовой версии, машина Харьковского тракторного завода, имеет ряд конструктивных особенностей. В частности речь идет о раме. По сути, ХТЗ-17221 – это сильно модернизированный Т-150К. Особенностью этого трактора являлась ломающаяся рама, состоящая из двух полурам, соединенных между собой шарнирами. Эти шарниры позволяют менять угол положения меду полурамами в вертикальной и горизонтальной плоскостях. На переднюю полураму установлена силовая установка. У этой модификации это ЯМЗ-236М2. Силовая установка прикрыта со всех сторон капотом, для доступа к мотору имеются две съемные боковые панели. К двигателю крепится кожух сцепления. Сама муфта сцепления у ХТЗ-17221 фрикционная, с использованием одного ведомого диска. Механизм управления сцеплением дополнительно оборудован пневматическим усилителем. Кожух сцепления соединен с коробкой передач, которая у этого трактора – механическая, оснащенная фрикционными гидроподжимными муфтами, что обеспечивает ей переключение скоростей без разрыва потока мощности. Но такая возможность переключения возможна только внутри диапазона. Имея 4 диапазона передач для движения вперед и 2 диапазона – назад, обеспечивается значительное количество передач КПП, поскольку каждый диапазон насчитывает в себе 4 передачи. Управление диапазонами и передачами осуществляется двумя разными рычагами. Такое количество передач позволяет оптимально подобрать тяговое усилие под выполнение определенного вида работ, что сказывается на потреблении топлива. В корпусе коробки передач размещается также раздаточная коробка, от которой идет постоянный привод на задний мост. Передний же мост у трактора может отключаться. Эти части трансмиссии тоже располагаются на передней полураме. Задняя полурама отведена под задний ведущий мост, гидравлическую раздельно-агрегатную систему, вал отбора мощности, и прицепно-навесное оборудование. Гидравлическая система обеспечивает трактору возможность взаимодействовать с разным оборудованием. Для работы с механизмами, имеющими гидроуправление, возле задних крыльев установлен блок подключения с соединительными муфтами, через которое осуществляется подключение гидрооборудование механизма. Управление оборудованием механизма производится из кабины. Также данная система оснащена автоматической регулировкой положения навесного оборудования, что позволяет хоть и в незначительной степени, но экономить топливо. Для соединения трактора с навесными механизмами используется навеска, включающая в свою конструкцию два гидроцилиндра. Также навеска позволяет соединяться трактору с полунавесными и прицепными механизмами и прицепами, поскольку она включает в себя тягово-сцепное устройство, прицепную и стяжную скобы. Управление трактора осуществляется гидравлическим рулевым механизмом, причем он объединен с раздельно-агрегатной гидросистемой. Повороты трактора осуществляются изменением угла между полурамами – рама «ломается». Достигается это за счет использования двух гидроцилиндров, установленных между полурамами. Два ведущих моста, установленных на трактор, по конструкции одинаковы, различаются лишь положением корпуса главной передачи и длинной полуосей соответственно. Сами же главные передачи идентичны и взаимозаменяемы. Оба моста также включают в конструкцию автоблокировку дифференциала. Посредством двух полуэллиптических рессор, дополнительно оснащенных амортизаторами, с передней полурамой соединен передний мост. Задний мост к своей полураме крепиться жестко. Размерность всех 4 колес, устанавливаемых на трактор – одинакова. Шины на тракторе – пневматические, низкого давления. Кабина – закрытая, каркасного типа, установлена за капотом. Рассчитана на двух человек. Крепление кабины к трактору – посредством 4 резиновых амортизаторов. За кабиной располагается топливный бак.
Модификации Трактор ХТЗ-17221 в 170 серии не один. Есть несколько модификаций. Представителями данной серии являются также ХТЗ-17221 09, ХТЗ-17221 18, ХТЗ-17221 19, ХТЗ-17221 21. Если рассмотреть модель 17221 09, то отличия от 17221 не такие уж и значительные, сводятся они к несколько другой облицовке трактора и иной кабине. Техническая же часть у этих тракторов идентична. ХТЗ-17221 18 наоборот, отличается от 17221 по технической части. У этого трактора показатель мощности доведен до 180 л.с. Более кардинальные изменения по технической части имеет модификация ХТЗ-17221 19. На этот трактор устанавливается совершенно иной силовой агрегат с еще большим показателем по мощности, хотя он тоже 6-цилиндровый. Самой мощной модификацией является ХТЗ-17221 21, поскольку на него уже установлен 8-цилиндровый агрегат. Отличительные особенности между этими модификациями – в таблице:
Модель
17221
17221 09
17221 18
17221 19
17221 21
Марка двигателя
ЯМЗ-236
ЯМЗ-236
ЯМЗ-236
Д-260
ЯМЗ-238
Мощность
175
175
180
212
240
КПП (кол-во передач)
16/8
16/8
16/8
16/8
16/8
Другие особенности
—
1-местная кабина, облицовка
—
—
—
Основными положительными качествами этой линейки тракторов является возможность подобрать модель по потребностям. Большинство узлов данной линейки взаимозаменяемо, что обеспечивает высокую ремонтопригодность.
Также эти трактора значительно дешевле зарубежных аналогов, а надежность их вполне на высоком уровне.
Технические характеристики ХТЗ Т-17221 .
Тяговый класс
3
Двигатель, модель/изготовитель
ЯМЗ-236Д-3 / ОАО «Автодизель», Россия
Мощность номинальная, кВт (л.с.)
128,7(175)
Номинальная частота вращения, об/мин
2100
Число цилиндров, шт.
6
Расположение цилиндров
V-образное
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм
130/140
Рабочий объем двигателя, л
11,15
Система пуска
электростартер
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.)
220 (162)
Муфта сцепления
сухая двухдисковая
Коробка перемены передач
Механическая с гидравлическим управлением, переключаемая без разрыва потока мощности
Количество диапазонов/передач переднего хода
3/12
Количество диапазонов/передач заднего хода
1/4
Скорость движения, км/ч: переднего хода: 1; 2; 3
3,72-5,85; 7,81-12,29; 17,96-29,60
Скорость движения, км/ч: заднего хода:
5,63-8,86
Главные передачи
конические, со спиральным зубом и межколёсным дифференциалом
Конечная передача
одноступенчатый планетарный редуктор
Вал отбора мощности
задний независимый двухскоротной
Частота вращения выходного вала, об/мин
540 и 1000
Тормоза
остановочные — колодочные с пневмоприводом на каждое колесо; стояночный — ленточный с пневмопружинным цилиндром
Механизм поворота
гидрообъемное рулевое управление шарнирно-сочлененной рамой