Проведение технического обслуживания необходимо для содержания трактора в постоянной исправности. Для тракторов Т-150 и Т-150К установлено пять видов технического обслуживания: ежесменное, три периодических (№ 1, № 2, № 3) и сезонное (для подготовки трактора к зимнему или летнему периодам эксплуатации). Предусмотрены также правила технического обслуживания трактора Т-150 в особых условиях эксплуатации.
Эксплуатация трактора Т-150 без проведения работ планового технического обслуживания запрещается. В зависимости от условий работы трактора допускается отклонение от установленных сроков в пределах +20%. При подготовке трактора Т-150 к работе Выполнить работы очередного планового технического обслуживания. Проверить комплектность трактора Т-150. Устранить неисправности, обнаруженные во время работы и осмотра трактора. Установить давление в шинах, соответствующее виду выполняемых работ. Прогреть двигатель трактора Т-150. Проверить работу: двигателя; механизмов управления трактором; гидравлической системы; освещения и сигнализации; тормозов и пневматической системы. Во время работы трактора Т-150
Следить за показаниями приборов, сигнализационными лампами и цветом выхлопных газов. Прислушиваться к работе двигателей и агрегатов силовой передачи. С появлением необычных шумов остановить трактор Т-150, выявить и устранить причину неисправности. После окончания смены: Выключить включатель «массы» аккумулятора. Проверить продолжительность времени вращения ротора центрифуги до полной остановки (выбег ротора). Спустить конденсат из воздушных баллонов пневмо-системы. Устранить неисправности, обнаруженные в процессе работы трактора Т-150.
Подготовка нового трактора Т-150 к работе
Новый или капитально отремонтированный трактор Т-150 перед пуском в работу необходимо обкатать на легких работах.
Подготовка Т-150 к обкатке заключается в следующем:
- тщательно очистить трактор от пыли и грязи;
- удалить консервирующую смазку; установить на место снятые перед отправкой с завода агрегаты;
- проверить надежность затяжки всех наружных креплений;
- проверить уровень масла, если необходимо, заправить агрегаты рекомендуемыми маслами и смазками ;
- проверить и отрегулировать натяжение гусеничной цепи (трактор Т-150);
- проверить и довести до нормы давление в шинах (трактор Т-150К);
- проверить аккумуляторную батарею, если необходимо, привести ее в рабочее состояние;
- топливные баки заправить отстоянным топливом, а систему охлаждения — чистой водой (в тракторах, отправляемых с завода, вода слита из системы охлаждения).
Смазка трактора Т-150
Долговечность и работоспособность агрегатов трактора Т-150/Т-150К в большой мере зависят от качества и чистоты используемых смазочных материалов. Механизмы трактора можно смазывать только рекомендуемыми марками смазочных материалов, соблюдая установленную периодичность.
Применение заменителей допускается только в крайнем случае и не систематически.
Смазочные материалы надо хранить в чистой таре, защищенной от попадания посторонних примесей. Перед смазкой необходимо протирать от пыли масленки и места у заправочных отверстий.
Для замера уровня масла в механизмах трактор нужно установить на горизонтальной площадке. Слив масла для замены производить сразу после остановки прогретого трактора.
Инвентарь для смазки
Для смазки механизмов и агрегатов трактора Т-150 применяется специальный инвентарь.
При заправке двигателя трактора Т-150 пользуются чистой кружкой (ведром) с носиком и воронкой с сеткой. Баки гидросистемы коробки передач заднего навесного устройства, а также рулевого механизма колесного трактора Т-150К заправляют с помощью нагнетателя для принудительной подачи жидкой смазки или мерной кружки, ведра и воронки с сеткой.
Элементы ходовой системы гусеничного трактора Т-150, конечные передачи следует смазывать с помощью нагнетателя. Для заправки консистентной смазкой и смазки карданных передач применяют рычажно-плунжерный шприц. Заполняя шприц смазкой, нельзя допускать образования воздушных пузырей. Для нагнетания смазки губки наконечника шприца должны захватывать носик масленки.
Ежесменное техническое обслуживание трактора Т-150
- Очистить трактор Т-150 от пыли и грязи.
- Путем внешнего осмотра установить, нет ли подтеканий масла, топлива, охлаждающей жидкости, утечки воздуха.
- Проверить состояние наружных креплений всех агрегатов.
- Проверить состояние шин (трактор Т-150К).
- Проверить уровень и, если необходимо, долить масло:
- в картер двигателя;
- коробку передач;
- бак рулевого управления (трактор Т-150К);
- охлаждающую жидкость в радиатор;
- отстоявшееся и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей.
- Провести обслуживание воздухоохладителя:
- проверить натяжение ремня генератора;
- слить остаток воды из бака;
- заправить бак (через сетку) чистой питьевой водой, добавив одну таблетку сульфата аммония.
Если трактор работает в очень пыльных условиях (культивация, боронование), снять бумажные фильтры, вытряхнуть пыль, слегка постукивая по ним ладонью. Категорически запрещается стучать фильтром о твердые предметы.
Периодическое техническое обслуживание № 1
1. Осмотреть и обмыть трактор Т-150.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать: натяжение ремней привода вентилятора, генератора и компрессора; давление в шинах (трактора Т-150К).
3. Проверить аккумуляторную батарею, если необходимо, очистить верхнюю поверхность и вентиляционные отверстия в пробках; долить дистиллированную воду.
4. Проверить путем внешнего осмотра состояние наружных креплений трактора, если надо, подтянуть их.
5. Выполнить работы по смазке трактора Т-150. Проверить уровень масла и при необходимости долить:
- в картер двигателя ; коробку передач;
- в бак гидросистемы заднего навесного устройства и редуктор ВОМ (при их использовании);
- опорные катки, поддерживающие ролики и направляющие колеса (трактора Т-150, при отсутствии течи проверка уровня масла в ходовой системе производится через 120 моточасов);
- в бак рулевого управления (Т-150К).
Смазать ось и цапфы центральной тяги заднего навесного устройства (при его использовании).
6.Проверить уровень и при необходимости долить : охлаждающую жидкость в радиатор; отстоявшееся и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей П-350.
7. Провести обслуживание воздухоохладителя: проверить работу сопла-распылителя и при необходимости прочистить; вытряхнуть фильтры.
Периодическое техническое обслуживание № 2
- Осмотреть и обмыть трактор Т-150.
- Проверить и при необходимости отрегулировать:
- натяжение ремней приводов вентилятора, генератора и компрессора;
- зазор между стаканом подшипника включения и кольцом отжимных рычагов муфты сцепления;
- тормозок вала муфты сцепления;
- тормоза и их привод;
- давление в шинах (Т-150К).
- Провести обслуживание воздухоочистителей: промыть кассету и дефлектор воздухоочистителя основного двигателя трактора Т-150, смочить кассету в масле (в осенне-зимний период, при отсутствии пыли, обслуживание производится через 480 моточасов);промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя П-350, отжать, затем смочить в масле и снова отжать.
- Провести обслуживание системы питания:
- слить отстой из топливного бака, фильтра грубой очистки топлива;
- промыть первую ступень фильтра тонкой очистки топлива;
- очистить и промыть крышку топливного бака основного двигателя.
- Провести обслуживание электрооборудования:
- проверить крепление аккумуляторной батареи;
- очистить верхнюю поверхность ее и прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- очистить и смазать окислившиеся выводные клеммы и наконечники проводов;
- проверить уровень электролита в каждом аккумуляторе и при необходимости долить дистиллированную воду;
- проверить состояние электропроводки, изолировать поврежденные места.
- Проверить и при необходимости подтянуть крепления всех агрегатов и механизмов трактора, обратив особое внимание на крепления: двигателя, кабины, бугелей заднего моста, нижнего и верхнего валов заднего навесного устройства, коробки передач, конечных передач, болтов карданных передач. Кроме того, по колесному трактору Т-150К: бугеля задней опоры шарнира рамы, проставочного корпуса муфты сцепления, пальцев гидроцилиндра и механизма рулевого управления, стремянок рессор, по гусеничному трактору Т-150 — ходовой системы.
- Заменить масло в картере двигателя.
- Проверить уровень масла и при необходимости долить: в редуктор пускового двигателя; коробку передач; опорные катки; поддерживающие ролики; направляющие колеса цапфы балансиров (трактора Т-150); бак гидросистемы заднего навесного устройства и редуктор ВОМ (при их использовании); бак рулевого управления (трактора Т-150К); конечные передачи; гидроамортизаторы ходовой системы.
- Смазать:
- подшипники вала и механизма выключения муфты сцепления;
- шарниры цилиндров и тяги рулевого управления (трактора Т-150К);
- шлицевые соединения карданных валов заднего моста, редукторы ВОМ (при их использовании);
- верхнюю ось цапфы центральной тяги заднего навесного устройства (при его использовании);
- валы разжимных кулаков тормозов (трактора Т-150К);
- втулки валов и наконечников тяг механизма управления (трактора Т-150).
- Очистить ротор центрифуги, удалив отложения.
- Промыть: фильтр турбокомпрессора; фильтры нагнетания гидравлической системы коробки передач гусеничного трактора; сапун заднего моста.
- Проверить уровень и при необходимости долить: охлаждающую жидкость в радиатор; отстоявщееся и отфильтрованное топливо в баки основного и пускового двигателей.
- Провести обслуживание воздухоохладителя: проверить работу сопла распылителя и при необходимости прочистить, вытряхнуть фильтры.
Дополнительно через каждые 480 моточасов (через одно ТО № 2) - Прочистить ершом внутреннюю поверхность циклонов воздухоочистителя.
- Проверить и при необходимости отрегулировать:
- зазоры между клапанами и коромыслом двигателя;
- муфту сцепления редуктора пускового двигателя.
- Долить масло в полость привода редуктора пускового двигателя.
- Очистить и промыть: фильтр горловины бака рулевого управления (трактора Т-150К); фильтр нагнетания гидравлической системы коробки передач; фильтр гидравлической системы заднего навесного устройства.
- Смазать подшипники крестовин карданных передач.
Периодическое техническое обслуживание № 3
1. Осмотреть и обмыть трактор.
2. Провести общую диагностику основных агрегатов трактора Т-150. При этом определить степень изношенности и остаточный ресурс гильзо-поршневой группы, механизма газораспределения, подшипников коленчатого вала двигателя и агрегатов силовой передачи. Если они не нуждаются в ремонте, провести работы, перечисленные ниже. Для нового трактора Т-150 диагностика проводится через 1920 моточасов,
3. Проверить и при необходимости отрегулировать:
- зазоры между клапанами и коромыслами двигателя ;
- натяжение ремней приводов вентилятора, генератора и компрессора;
- зазор между стаканом подшипника выключения и кольцом отжимных рычагов муфты сцепления; тормозок вала муфты сцепления; муфту сцепления редуктора пускового двигателя П-350; тормоза и их привод;
- подшипники: ведущей шестерни главных передач заднего и переднего мостов; конечных передач; промежуточной опоры карданов привода заднего моста (Т-150К);
- регулятор давления пневматической системы (с промывкой всех деталей);
- агрегаты гидравлических систем; давление в шинах (Т-150К);
- подшипники опорных катков (Т-150); направляющих колес (Т-150);
- положение промежуточного звена натяжителя гусеницы, устранив зазор между его упором и упором на раме; натяжение гусениц (Т-150).
4. Провести обслуживание воздухоочистителей: промыть кассету и дефлектор воздухоочистителя основного двигателя, смочить кассету в масле, прочистить ершом внутреннюю поверхность циклонов; промыть фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя, отжать, а затем смочить его в масле и снова отжать.
5. Провести обслуживание системы питания:
- заменить фильтрующие элементы фильтра 2ТФ-3 первой ступени и элемент фильтра-кронштейна второй ступени тонкой очистки топлива с промывкой полостей; промыть фильтр грубой очистки топлива; проверить и при необходимости отрегулировать топливный насос и форсунки (на стенде) с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе, а также правильность подключения трубок высокого давления к штуцерам насоса;
- слить отстой из топливного бака и удалить из топливной системы воздух;
- очистить и промыть крышку и фильтр топливного бака основного двигателя;
- промыть сетчатый фильтр топливоподводящего штуцера карбюратора и отстойник топливного бачка пускового двигателя.
6. Провести обслуживание электрооборудовани»:
- очистить верхнюю поверхность аккумулятора батареи и прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- очистить и смазать окислившиеся выводные клеммы и наконечники проводов;
- проверить уровень электролита в каждом аккумуляторе и при необходимости долить дистиллированную воду;
- проверить степень заряженности батареи и при необходимости подзарядить или заменить ее заряженной;
- проверить состояние электропроводки, поврежденные места изолировать;
- проверить правильность показаний контрольных приборов;
- проверить и при необходимости отрегулировать реле-регулятор;
- проверить плавность и легкость вращения якоря генератора;
- проверить зазор между электродами свечи и контактами прерывателя магнето и при необходимости отрегулировать, смочить маслом фетровый фитиль.
Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации
В случае эксплуатации тракторов Т-150/Т-150К в особых условиях (в пустыне, на песчаных и болотистых почвах, каменистом грунте) сохраняется принятая периодичность технического обслуживания в установленном объеме, а также вводятся дополнительные или чаще выполняются перечисленные ниже работы.
В условиях пустыни и на песчаных почвах.
- Заправлять двигатель > маслом, а топливный бак дизельным топливом только закрытым способом.
- При каждом техническом обслуживании № 1:
- промыть кассету и дефлектор водухоочистителя основного двигателя и смочить маслом;
- промыть фильтрующий элемент пускового двигателя и смочить маслом.
В условиях низких температур.
- Провести сезонное техническое обслуживание трактора Т-150.
- Произвести предпусковой разогрев двигателя.
- При температуре окружающей среды ниже —30° G применять топливо дизельное арктическое «А» ГОСТ 305—73 или ДА ГОСТ 4749—73. При температуре ниже —20° С для всех агрегатов, кроме двигателя, на две части применяемого зимнего масла добавлять одну часть масла веретенного АУ.
В тех районах страны, куда не поставляются зимние сорта масел, для всех агрегатов, кроме двигателя, с момента установившейся среднесуточной температуры ниже 0° С применять смесь из двух частей летних сортов масла и одной части веретенного АУ.
На болотистых почвах.
- Ежесменно проверять и при необходимости очищать наружные поверхности радиаторов системы охлаждения и смазки, блок двигателя.
- При работе в лесу очищать трактор Т-150 от порубочных остатков.
- После преодоления водных препятствий или заболоченных участков местности убедиться в отсутствии воды в агрегатах силовой передачи и ходовой системы. Если в отстое обнаружена вода, заменить масло.
На каменистом грунте.
Ежесменно проверять путем наружного осмотра, нет ли повреждений ходовой системы и защитных устройств трактора, а также проверять крепления сливных пробок картеров агрегатов трактора Т-150.
|